Диагностика Креативности Тест Торренса Е Туник Е.е

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Диагностика Креативности Тест Торренса Е Туник Е.е. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Торренты».

Диагностика Креативности Тест Торренса Е Туник Е.е.rar
Закачек 2593
Средняя скорость 2525 Kb/s

Диагностика Креативности Тест Торренса Е Туник Е.е

20 2.1. Описание субтестов 21 указания причин и следствий при выполнении субтестов последовательно описывают события. Эта тенденция постепенно исчезает по мере их взросления. СУБТЕСТ 4 «Улучшение предмета» В четвертом субтесте обследуемому предлагается высказать как можно больше идей по поводу улучшения игрушечного слона, которые сделали бы его более привлекательным для игры. Сложная, комплексная природа этого задания делает данный субтест наиболее информативным и валидным в структуре вербальных субтестов. Кроме этого, оно вызывает положительные эмоции и у детей, и у взрослых, так как позволяет им актуализировать детское «Я» и спонтанно играть различными идеями. СУБТЕСТ 5 «Необычное использование» В пятом субтесте обследуемый должен придумать как можно больше способов необычного использования картонных коробок. Данный субтест является модификацией теста Дж. Гилфорда «Необычное использование кирпича». После ряда экспериментов Е. Торренс в качестве стимула выбрал «картонную коробку». Это было связано с тем, что данный стимул, во-первых, порождает бесчисленное количество ответов. Во-вторых, он стимулирует ригидные, стереотипные идеи (типа: использовать в качестве контейнера) и тем самым позволяет выявить способность обследуемого уходить от них в своих размышлениях, предлагая необычные решения. Отмечено, что рассматриваемая ригидность мышления увеличивается с возрастом, а также при некоторых заболеваниях, влияющих на протекание мыслительных процессов. Так, у 87% шизофреников встречаются ответы, в которых говорится об использовании коробки в качестве контейнера. Для сравнения: аналогичный ответ дают только 40% обследуемых в студенческой выборке, 34% старшеклассников и только 17% учащихся 4-7-х классов. СУБ ТЕСТ 6 «Необычные вопросы» В шестом субтесте обследуемый должен придумать как можно больше вопросов о самых разнообразных и необычных свойствах картонных коробок. Данный субтест является адаптацией методики Р. Бекхата (1961). Р. Бекхат отмечал, что

4 Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. ПРИРОДА КРЕАТИВНОСТИ Сегодня есть множество подходов к определению природы креативности. Поэтому невозможно привести единое обобшд* ющее определение, которое удовлетворило бы всех исследователей. Одни определения креативности были сформулированы в терминах продукта, результата деятельности; другие в терминах процесса, личностных свойств или необходимых внешних условий. Ряд авторов подчеркивают, что термин «креативный» применим только к редко встречающимся специальным видам способностей, в то время как другие считают, что этот термин подразумевает общую креативную способность, которой в определенной степени обладают все здоровые индивиды. Под креативностью нередко понимается нечто противоположное конформности, обыденности, предполагающее нестандартные подходы, в отличие от общепринятых. К. Спирмен считал, что это «сила человеческого ума, создающая новое содержание путем изменения и создания новых связей». Симпсон определял креативность как «способность к разрушению общепринятого, обычного порядка следования идей в процессе мышления». Несмотря на различные точки зрения, практически во всех определениях креативность связывается с изобретением чего-то нового (для личности или для общества). По мнению Е. Торренса, креативность это не специальная, а общая способность, базирующаяся на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению. Под креативностью Е. Торренс понимал обостренное восприятие недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и т. д. Он считал, что творческий процесс делится на несколько этапов: восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата. Формулировка Е. Торренса не является бесспорной. Критики обращали внимание в основном на тот факт, что она не

Туник Е

18 1.5. Возрастная динамика креативности 19 (табл. 7, 8 на стр ; график 1). Было проведено сравнение американских и российских данных с использованием U-критерия Манна-Уитни. Проанализировав полученные данные (здесь мы не приводим результаты расчетов, с ними можно познакомиться у автора издания), можно констатировать отсутствие значимых различий. Таким образом, усредненные американские и российские данные практически не отличаются. На качественном уровне можно отметить, что показатели Замыкания и Названия в американской выборке несколько превышают показатели российской выборки. В обеих таблицах и на графике прослеживаются одинаковые тенденции. С увеличением возраста почти не наблюдается роста показателей образной креативности. Среднестатистические значения одного и того же показателя образной креативности, полученные для разных возрастов, достоверно не отличаются друг от друга. Слабый рост показателей с возрастом отмечается для Названия. Но фактор Название характеризует вербальную креативность. (Следует отметить также слабый рост с возрастом показателей Замыкания для российской выборки). Можно предположить, что образная креативность в большей степени связана с влиянием врожденных, биологических факторов. На вербальную креативность факторы развития, воспитания, культурного влияния воздействуют в большей степени, поэтому наблюдается рост показателей вербальной креативности с возрастом, хотя скорость роста с возрастом замедляется л i г График 1

8 1.3. Надежность методики иррациональный более важен, чем рациональный». Хотя влияние перечисленных факторов снижает ретестовую надежность, из этого нельзя делать вывод о ненадежности теста. Чувствительность к перечисленным факторам делает тест особенно полезным для изучения этих переменных. Для определения надежности теста Е. Торренс прежде всего исследовал степень согласованности между результатами обработки данных тестирования различными экспертами. Коэффициент корреляции между данными опытных экспертов и начинающих экспертов, внимательно изучивших инструкцию и выполнивших предварительно обработку работ, составил 0,90. Для подсчета согласованности данных различных экспертов на российской выборке нами было проведено исследование, в котором участвовали 120 учащихся начальной школы. Использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Согласованность (корреляция) данных трех экспертов составила 0,71-0,75 для разных показателей креативности. Для выборки учащихся седьмых классов (81 человек) корреляция данных трех экспертов (попарно) находилась в интервале 0,75-0,81. Несмотря на то что российские данные несколько ниже, чем данные Е. Торренса, они тоже демонстрируют высокую степень надежности результатов. Ошибки при подсчете результатов возникают главным образом в тех случаях, когда исследователь плохо усваивает правила обработки результатов и руководствуется в этом процессе своими субъективными стандартами. Для исследования ретестовой надежности Е. Торренс применял параллельные формы теста А и В. В исследовании принимали участие 118 школьников, интервалы между тестированием составляли от двух недель до двух месяцев. Коэффициенты корреляции между показателями двух серий тестирования составили 0,84-0,93 для разных показателей вербальной батареи, 0,7-0,85 для разных показателей образной батареи. По данным П. Горалски (1964), коэффициенты ретестовой надежности (формы А и В, интервал 10 недель) составили соответственно 0,82; 0,73; 0,59; 0,89 для Беглости, Гибкости, Оригинальности и теста в целом. По данным Далбек (1966), на выборке из 43 студентов колледжа искусств коэффициенты надежности (формы А и В, интервал три года) составили:

В мировой психологической практике тест Е.Торренса является самым валидным и надежным стандартизированным инструментом, позволяющим измерить все основные характеристики креативного мышления и оценить творческий потенциал личности.

В этой книге вы найдете тест, который поможет безошибочно понять, правильно ли вы выбрали своего супруга. Данная методика имеет две формы — женскую и мужскую. С помощью этого теста вы сможете определить степень удовлетворенности браком.

Туник Е

Туник Елена Евгеньевна — кандидат психологических наук, доцент факультета психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.

В руководстве описана психодиагностическая процедура, подробно, на конкретных примерах, объясняется алгоритм обработки результатов, приведены нормативные данные для возрастного диапазона 5-17 лет и протоколы реальных обследуемых с заключениями по результатам тестирования.

Статьи по теме